Во времена СССР личный автомобиль был символом достатка, доступным не для каждого из-за высокой стоимости и длительных очередей. Жители страны искали доступные способы передвижения, и выбор часто падал на мотоциклы. Эти двухколёсные средства передвижения были более доступны, отличались простотой технического устройства и надёжностью. В то время как автомобильный рынок только зарождался, мотоциклы уже становились незаменимыми спутниками в жизни советских людей. Они использовались в повседневной жизни, для поездок на природу, в качестве транспорта в отпуск, а также становились частью молодёжной культуры.
Отголоски советской мототехники: Восход-3М
«Восход-3М» выделялся как настоящий помощник в сельской местности. До сих пор в деревнях можно встретить эти мотоциклы в хорошем состоянии. Их производство было налажено в Коврове. Эти мотоциклы, оснащенные одноцилиндровыми двухтактными двигателями, завоевали уважение у жителей сельской местности благодаря своей неприхотливости и надежности, однако в городской среде они не получили широкого распространения.
Обновленный мотоцикл «Восход»
Завод Дягтерева не останавливался в разработке и совершенствовании своей продукции. Финальной модификацией стал «Восход 3М-01», оснащенный движком на 15 лошадиных сил. Этот мотоцикл мог разгоняться до 105 км/ч, при этом его топливная экономичность составляла чуть более 4 литров на сто километров пробега. Однако владельцы часто сталкивались с проблемами при запуске мотора и переключении передач.
Мототехника ММВЗ
Минский завод мотоциклов и велосипедов славился выпуском доступных и надежных мотоциклов. С 1951 года он производил модели, которые ценили за простоту и безотказность. На протяжении нескольких десятилетий, включая период после распада СССР, завод выпускал мотоциклы серий ММВЗ-3.111 и ММВЗ-3.112.
Надежность и экономия
Эти мотоциклы были востребованы благодаря их способности без сбоев заводиться и функционировать. Экономичность их эксплуатации тоже играла немаловажную роль. Двухместные, легкие мотоциклы ММВЗ расходовали немного топлива и могли разгоняться до 95 км/ч, что обеспечивалось одноцилиндровым двигателем мощностью в 12 лошадиных сил.
Мотоцикл «Минск»
Хотя города не смогли оценить по достоинству мотоцикл «Минск», он завоевал сердца жителей сельской местности. Простота в обслуживании, надежность и способность выдерживать тяжелые условия работы сделали его любимцем в деревнях.
Иж Юпитер-5
Ижевский завод представил кульминацию своей серии «Юпитер» в лице Иж Юпитер-5. Этот мотоцикл, который производился более двух десятков лет, вплоть до 2007 года, стал символом уходящей советской эры. Его часто ставили в один ряд с мотоциклами «Jawa» из Чехословакии, благодаря двухцилиндровому двигателю, способному выдать 24 лошадиные силы и развить скорость до 125 км/ч, что обеспечивало отличные характеристики.
Иж Юпитер-5, задуманный как шоссейный байк, со временем проявил себя как отличное средство передвижения и по бездорожью. Этот мотоцикл мог комплектоваться как грузовым, так и пассажирским прицепом. Внешний вид аппарата, взятый у Иж Планета-5, отличался эстетикой — элементы типа топливного бака, сидений, крыльев, панели приборов и коробок были общими, в отличие от установленного на «Планете-5» одноцилиндрового мотора. Сборка Юпитера-5 иногда подводила, и как правило, доверие пользовали только последние версии модели. В процессе эксплуатации возникали проблемы с зажиганием и работоспособностью одного из цилиндров двигателя.
Модификация мотоцикла «Юпитер» с 1993 года
С начала 1993 года производство мотоцикла «Юпитер» перешло на новый уровень благодаря внедрению двигателя с системой жидкостного охлаждения. Это позволило сократить потребление топлива на 1,5 литра и уменьшить шумовые эмиссии. Данные мотоциклы до сих пор можно встретить на просторах бывшего Советского Союза, благодаря их высокой надежности и простоте обслуживания, хотя по техническим параметрам и дизайну они уже не соответствуют современным стандартам.
Иж Планета Спорт — первый спортивный мотоцикл СССР
С 1973 по 1984 год было выпущено более 215 тысяч экземпляров Иж Планета Спорт — это был первый спортивный мотоцикл, выпущенный в СССР, разработанный под влиянием японского мотоциклетного производства. Байк развивал максимальную скорость 130–140 км/ч и мог ускориться до 100 км/ч всего за 11 секунд, благодаря одноцилиндровому двигателю, который изначально имел мощность 32 л. с., но позже был доработан до 28 л. с. На первых этапах производства мотоцикл комплектовался японскими компонентами: электроникой, осветительными приборами и карбюраторами.
Мотоцикл ИЖ «Планета Спорт»
Модель мотоцикла ИЖ «Планета Спорт», известная в народе как «пёс», вызывала большой интерес перед своим выходом. Однако его высокая скорость и неумолимость к ошибкам водителей приводили к трагическим последствиям для некоторых рискованных любителей двухколёсных. Изначально качественный продукт нашёл свой экспортный путь в страны, такие как Великобритания, Нидерланды и Финляндия. Но со временем, стремясь сократить затраты, производитель заменил импортные компоненты на местные, что привело к снижению качества. В результате, в 1984 году, из-за падения спроса, производство этого, когда-то популярного, но дорогостоящего мотоцикла было остановлено. Сегодня сохранившиеся экземпляры «Планеты Спорт» в хорошем состоянии редкость, и их стоимость может достигать 1500 долларов США.
Чехословацкий мотоцикл в сердце СССР
Мотоциклы марки «Ява» из Чехословакии пользовались огромной популярностью в Советском Союзе. В период с 1963 по 1983 год, СССР приобрел свыше 1,5 миллиона этих двухколесных транспортных средств. «Ява 350 (638)» особенно ценилась за надежность и качество.
Культовая «Ява»
Эти мотоциклы не только активно эксплуатировались, но и часто появлялись на экранах, становясь частью кино историй. Поп-группа «Сектор Газа» даже посвятила «Яве» песню, которая стала хитом тех лет.
Обновление легендарного «Ява 350»
В 1984 году произошла смена поколений у знаменитых мотоциклов «Ява». Уходящая классика 60-х уступила место новому символу эпохи — модели «Ява-350 (638)». Этот двухцилиндровый мотор объемом 350 кубических сантиметров выделялся мощностью в 26 лошадиных сил. Интересной особенностью было устройство переключения передач, которое также служило кикстартером: чтобы завести мотор, необходимо было слегка нажать на педаль и затем подтянуть ее вверх. «Ява» могла разгоняться до 120 км/ч, и в отсутствие более скоростных иностранных аналогов, эта скорость воспринималась как впечатляющая. Однако у отечественных байкеров была проблема — сложности с поиском запчастей для этого мотоцикла.
Чешская легенда: Мотоциклы Ява 350
Модели мотоциклов Ява 350 638 0 00 и 638 5–00обходили своего советского соратникаИЖ Юпитер-5в плане поддержания высокой скорости на протяжении длинных маршрутов, хотя в разгоне они были сопоставимы. Только ИЖ Планета Спорт мог поспорить по динамике с чешскими байками, однако ему недоставало комфорта. Мотоцикл Ява-350 (638) стал настоящим символом эпохи, его можно было встретить как в густонаселенных мегаполисах, так и в уютных деревеньках. Эта модель также заслужила уважение в мире мотоспорта. До конца 1980-х в советских городах часто проходили мероприятия, посвященные владельцам и поклонникам этого мотоцикла, известные как«Слеты друзей Явы».
Чешская мотоиндустрия: Живая легенда
В эпоху перемен, когда многие мотопроизводители из стран бывшего Восточного блока прекратили существование, один чешский бренд сумел не только выжить, но и расширить своё производство. Новая глава в истории компании была написана в 2018 году, когда в Индии представили новейшие мотоциклы под знаменитым именем «Ява». Продолжение следовало через два года, когда в апреле 2020 было объявлено о запуске продаж современных моделей Jawa на рынке Европы. Это были поистине радостные времена для бренда.
Разнообразие мототехники в СССР
В эпоху Советского Союза производилось множество видов мотоциклов, включая известные бренды, такие как «Урал» и «Днепр». Ещё были «Тула», а также импортные модели, например, «Чезет» из Чехословакии и «Паннония» из Венгрии. Наряду с мотоциклами, популярностью пользовались мопеды и мотороллеры.
Изменения после распада СССР
С падением железного занавеса российские любители мотоциклов обрели доступ к четырёхтактной технике от ведущих производителей мира. Это привело к угасанию интереса к отечественным и чехословацким мотоциклам, которые ранее пользовались большой популярностью.
Ностальгия по советским мотоциклам
Люди, выросшие в 60 80-е годы, часто предпочитают старинные советские мотоциклы новым моделям. В старых машинах было что-то особенное — уникальный звук, аромат, ощущения во время поездки. Эти мотоциклы казались ожившими. Возможно, это чувство вызвано сильной тягой к прошлому, отказом от современных изменений или технических новшеств, которые так и не были реализованы в авто- и мотопроме СССР.